Перейти к содержанию

Шаг навстречу цифровой доступности

Как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой. Конечно, речь ниже пойдет не о санях и телегах, а о нормативно-правовом акте, который вступит в силу в сентябре 2024 г., но уже сейчас надо понять, к чему мы должны быть готовы и на каких санях и телегах мы будем двигаться на пути к цифровой доступности.

на желто-черном фоне надпись: Digital accessibility

На моем сайте уже есть одна статья, которая посвящена новым национальным стандартам цифровой доступности, которые вступили в силу в декабре 2022 г. Если интересно, можете с ней ознакомиться.

А еще у меня есть Telegram канал Touch-IT, в котором я публикую информацию о выходе новых публикаций на сайте. Со мной также можно связаться Вконтакте или по почте: bks2408@mail.ru

Предпосылки для принятия нового документа

Сегодня в России действует Приказ Минцифры России от 12 декабря 2022 г. №931, который регулирует вопросы обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций. Это не первый нормативно-правовой акт, который регулирует вопросы обеспечения цифровой доступности официальных сайтов. До данного документа действовал Приказ Минкомсвязи России от 30 ноября 2015 г. №483.

Названные документы практически идентичны, поэтому отдельно на каждом останавливаться нет смысла.

Стоит лишь отметить, что это были одни из первых нормативно-правовых актов, посвященных вопросу необходимости обеспечить людям с инвалидностью по зрению равный доступ к информации и услугам, размещенным и предоставляемым на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Они не были идеальными, если вообще такая характеристика может быть дана нормативному акту. Я скажу больше, эти акты явно демонстрировали нежелание государства с головой погружаться в проблему недоступности людям с инвалидностью по зрению, а также иным категориям граждан официальных сайтов и приложений. Отмечу, что это мое оценочное суждение и я, как и всякий человек, могу ошибаться.

Общественность в лице общественных организаций и отдельные активисты, профессионально занимающиеся вопросами цифровой доступности, на протяжении долгого времени вели работу по формированию нового правового регулирования в этом вопросе.

В результате этой работы появился Приказ Минцифры России от 07 ноября 2023 г. №953, которым утвержден  Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предлагаю пробежаться по новому документу, а потом поговорить о том, что изменилось.

Новые параметры соответствия официальных сайтов

В соответствии с Приказом Минцифры России от 07 ноября 2023 г. №953 официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений должны соответствовать следующим параметрам:

  • информация, размещаемая на официальном сайте, беспрепятственно доступна при помощи клавиатуры, ограничения по времени нажатия клавиш которой отсутствуют, а также при помощи вспомогательных технологий, включая программы экранного доступа, беспрепятственно считывающих структуру и последовательность, в которой представлена такая информация;
  • текстовая информация, размещаемая на официальном сайте, масштабируется не менее чем на 200 процентов от исходного масштаба интернет-страницы без применения вспомогательных технологий, без потери функциональности и без появления горизонтальной полосы прокрутки;
  • документы формата PDF, а также иные документы, представленные на официальном сайте, доступны для чтения при помощи вспомогательных технологий, включая программы экранного доступа, и размечены в соответствии с положениями национального стандарта Российской Федерации или на официальном сайте представлены альтернативные версии таких документов, доступные для чтения при помощи вспомогательных технологий, включая программы экранного доступа;
  • нетекстовая информация, размещаемая на официальном сайте, представлена в альтернативной версии, доступной для чтения при помощи вспомогательных технологий, включая программы экранного доступа;
  • код, необходимый для подтверждения использования контента человеком, а не электронной вычислительной машиной, в случае его применения на официальном сайте представлен на государственном языке Российской Федерации в доступной для инвалидов по зрению форме;
  • заголовки страниц официального сайта и ссылки, размещаемые на таком официальном сайте, содержат описание;
  • информация, размещаемая на официальном сайте, соответствует критериям оптимальной контрастности, предусмотренным национальным стандартом Российской Федерации;
  • инструкции, описывающие процесс взаимодействия пользователя официального сайта с информацией, размещаемой на официальном сайте, или элементами интерфейса, не опираются только на их характеристики, воспринимаемые органами чувств пользователей официального сайта (форму, цвет, размер, визуальное расположение, ориентацию и звук);
  • интерфейс официального сайта для передачи данных о выполнении действия и (или) о запросе на обратную связь и (или) для различения визуальных элементов использует не только визуальные характеристики элемента (цвет, форму, размер, визуальное местоположение, ориентацию), но и текст, доступный для чтения с помощью вспомогательных технологий, включая программы экранного доступа, или звук;
  • автоматически обновляемая информация, размещенная на официальном сайте, контролируется (остановка, скрытие, изменение частоты) в соответствии с критериями, предусмотренными национальным стандартом Российской Федерации;
  • элементы интерфейса официального сайта при перемещении фокуса на них не изменяют контекст;
  • формы, предусматривающие ввод информации, при их наличии на официальном сайте содержат описание в текстовом виде. При ошибочном заполнении формы уведомление пользователя официального сайта об ошибке осуществляется доступным для пользователя официального сайта способом и с описанием ошибки в текстовом виде.

Такое подробное перечисление параметров именно в тексте приказа на уровне министерства предоставляет хорошую возможность для оценки официальных сайтов, число которых растет с каждым годом, на предмет их соответствия условиям, обеспечивающим доступность таких сайтов для людей с инвалидностью по зрению.

Это как раз тот случай, когда такое подробное описание параметров, по которым и будет проводиться оценка соответствия официальных сайтов, является оправданным.

Кроме того, следует учитывать, что дополнительно ко многим описанным выше параметрам в России приняты и национальные стандарты (ГОСТы). Основная цель национальных стандартов — дать более подробное описание, но уже с технической точки зрения.

Действующий подход

Действующий на момент подготовки настоящей публикации Приказ Минцифры России от 12 декабря 2022 г. №931, который утратит силу 31 августа 2024 г., использует другой подход.

Так, органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные им организации должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий своих официальных сайтов.

Уверен в том, что многие видели подобные ссылки формата: «версия для слабовидящих».

Тут хочу заострить ваше внимание на том, что из нового порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов исчезло упоминание об альтернативных версиях официальных сайтов.

То есть, теперь мы будем говорить о том, что должна быть одна версия сайта, но эта версия должна быть доступна для людей с инвалидностью по зрению. При этом доступность обеспечивается путем соблюдения параметров, перечисленных выше.

Мне кажется, что это очень здравый подход, так как не нужно поддерживать две версии сайта, а все инструменты для обеспечения доступности официальных сайтов, без создания текстовой версии, на сегодня имеются.

Но даже действующий на сегодняшний день порядок обеспечения доступности официальных сайтов предусматривает случай, когда официальный сайт может не иметь альтернативной текстовой версии. Речь идет об официальных сайтах, которые соответствуют параметрам, которым должна соответствовать альтернативная текстовая версия сайта.

Говоря проще, если сайт соответствует тем же параметрам, которые предъявляются для текстовой версии, то последняя версия сайта не нужна.

Вот мы плавно и подошли к тем параметрам, которые действуют на данный момент. Их всего три, поэтому можно сделать сравнение по каждому из них.

Сравнение действующих и новых параметров доступности

Доступность нетекстовой информации

Нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах, должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только в целях украшения и визуального оформления официальных сайтов.

В действующем нормативно-правовом акте речь идет об описании для людей с инвалидностью по зрению нетекстовой информации и нетекстовых материалов, которые представлены на сайте.

К нетекстовой информации и материалам можно отнести всю графику, включая инфографику, фотографии, карты, схемы и т.д. К такой информации необходимо сделать текстовое описание, которое будет воспроизведено программами экранного доступа или выведено на брайлевский дисплей. Но это не касается графики, которая используется как элемент дизайна и не несет в себе какой-либо функции.

С 1 сентября 2024 г. нетекстовая информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть представлена в альтернативной версии, доступной для чтения при помощи вспомогательных технологий, включая программы экранного доступа.

В новой версии документа исключено понятие «нетекстовые материалы». Кроме того, вместо описания нетекстовой информации, новый документ требует обеспечить представление нетекстовой информации в альтернативной версии.

Скажу сразу, я не технический специалист в этой области, я еще в самом начале этого сложного, но интересного пути, но мне видится, что новая формулировка выглядит технически корректнее.

Такой подход должен формировать такое поведение разработчиков и технических заказчиков, при котором процесс размещения на сайте графических элементов не может быть реализован без указания альтернативного описания. Для этого есть разные инструменты, например атрибут alt при размещении изображений. То есть либо графический элемент размещается с альтернативным его описанием, либо вообще не размещается.

Доступность PDF документов

Графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате.

Грубо говоря, действующий на сегодня порядок предлагает преобразовывать все графические файлы в PDF формате в текстовый формат, который доступен для программ экранного доступа.

Новый порядок обеспечения доступности существенным образом расширил этот параметр. Дополняя этот пункт, разработчики, как запасной вариант, сохранили возможность размещения на сайтах альтернативной, то есть текстовой, версии PDF документа, чтобы пользователь программы экранного доступа смог самостоятельно ознакомиться с содержимым документам.

Из нововведений. Размещаемые на официальном сайте документы в формате PDF должны быть доступными для чтения при помощи вспомогательных технологий (например, программ экранного доступа),а также размечены в соответствии с положениями национального стандарта.

ГОСТ Р 70176-2022 определяет доступный для пользователей с ограничениями жизнедеятельности формат файлов для представления электронных документов, называемый PDF/UA, а также определяет то, как соответствующие стандарту программы чтения и вспомогательные технологии обрабатывают подобные файлы.

Если кратко, то национальный стандарт  предъявляет следующие требования к документам в формате PDF/UA:

  • информация, содержащаяся в документе, должна быть размечена соответствующими тегами;
  • содержимое должно быть помечено в дереве структуры семантически соответствующими тегами в логическом порядке чтения;
  • контент, который не имеет визуального эквивалента, должен быть помечен как артефакт;
  • информация в документе не должна передаваться исключительно цветом, контрастом формата или макета;
  • вся информация, передаваемая в документе звуком, должна иметь текстовое представление;
  • минимизация использования графических изображений. Взамен рекомендуется использовать текст;
  • все заголовки должны быть размечены соответствующим тегом.

Изменение масштаба

Посетитель официальных сайтов должен иметь возможность увеличения размеров текстовой информации до 200%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.

Этот параметр также был скорректирован. Так, если в действующей редакции речь идет об увеличении текстовой информации до 200%, то в новой редакции говорится об увеличении масштаба не менее, чем на 200% от исходного масштаба. При этом, увеличение масштаба должно осуществляться стандартными методами без использования вспомогательных технологий и без появления горизонтальной полосы прокрутки.  Увеличение масштаба не должно каким-либо образом сказываться на функциональности сайта.

В качестве заключения

Прогресс в формулировках налицо, за что мне хотелось бы поблагодарить всех тех, кто принял участие в создании данного документа. Особенно наших незрячих ребят, которые много лет занимаются цифровой доступностью. Вы большие молодцы!

Сделает ли этот документ все сайты государственных и муниципальных структур доступными? В моменте может вообще ничего не поменяться.

Задача этого документа — заложить новые подходы, как в части оценки (тестирования) официальных сайтов на предмет их доступности для людей с инвалидностью по зрению, так и в части корректного формирования технических требований к конечному продукту при разработке закупочной документации для создания сайта.

Без нашей с вами активности также ничего не изменится. Да, документ уже принят и совсем скоро вступит в силу. Но если мы с вами не будем отстаивать наши права, в части получения беспрепятственного доступа к информации и услугам, размещенным на официальных сайтах государственных органов, то документ так и останется документом, который вроде и есть, но вот в реальной жизни не работает.

Конечно, хотелось бы к этому документу получить еще и хорошую административную дубину в виде штрафа, хорошенького такого, многомротного, но это пока мечты!

Национальный стандарты в области цифровой доступности

  • ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
  • ГОСТ Р 70176-2022 — файлы формата PDF: требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • ГОСТ Р 70177-2022 — пользовательские агенты: принципы обеспечения доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • ГОСТ Р 70186-2022 — инструменты разработки цифрового контента: требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности.