Перейти к содержанию

Новые стандарты цифровой доступности

1 декабря 2022 г. вступили в силу сразу три национальных стандарта Российской Федерации, посвященные доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме:

  • ГОСТ Р 70176-2022 — файлы формата PDF: требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • ГОСТ Р 70177-2022 — пользовательские агенты: принципы обеспечения доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности;
  • ГОСТ Р 70186-2022 — инструменты разработки цифрового контента: требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Предлагаю вашему вниманию краткий обзор новых стандартов. Также поговорим, для каких целей и как данные документы можно использовать. В заключении я дам краткую справочную информацию о правовых аспектах применения ГОСТов в России.

Также подписывайтесь на Telegram канал проекта IT на ощупь, чтобы не пропустить публикацию новых статей на сайте.

На темно-сером фоне надпись: новые стандарты (цифровая доступность). Ниже перечислены ГОСТы, о которых идет речь в тексте статьи
Новые стандарты (цифровая доступность)

Содержание:

Доступность PDF документов (ГОСТ Р 70176-2022)

Изначально формат PDF (Portable Document Format), разработанный в 1992 г. компанией Adobe Systems, широко использовался, в первую очередь, в полиграфии и в издательской сфере.

При этом из-за специфических целей, ради которых и был разработан формат PDF, доступность информации, содержащейся в PDF документах для людей с инвалидностью по зрению, использующих программы чтения с экрана, на первоначальном этапе полностью отсутствовала.

При этом по мере роста популярности PDF формата возник и вопрос доступности таких документов для программ чтения с экрана.

Сегодня документы в PDF формате окружают нас повсюду. Этот формат используется органами государственной власти и органами местного самоуправления при направлении ответов на обращения граждан. В PDF формате публикуют проекты нормативно-правовых актов и законы. В организациях практически весь документооборот строится на отсканированных документах в PDF формате. Продолжать перечислять сферы применения PDF документов можно долго, но я этого делать не буду.

Единственное, что мне хотелось бы добавить, что даже Всероссийское общество слепых использует во внутреннем документообороте документы в PDF формате, которые, к сожалению, далеко не всегда доступны для программ чтения с экрана.

Недоступность PDF документов создает цифровые барьеры, так как пользователь, использующий программы чтения с экрана (JAWS, NVDA,  экранный диктор, VoiceOver), не может прочитать такой документ, а следовательно и получить информацию, содержащуюся в нем.

Чтобы преодолеть этот барьер the International Organization for Standardization был разработан стандарт: ISO 14289-1:2014 — Document management applications — Electronic document file format enhancement for accessibility — Part 1: Use of ISO 32000-1 (PDF/UA-1), который ввел требования, выполнение которых обеспечивает доступность информации, содержащейся в PDF документах, для людей с инвалидностью.

Стандарт ввел в оборот такой формат файлов, как PDF/UA (PDF/Universal Accessibility). Информация в PDF/UA документе должна быть одинаково доступна для всех пользователей вне зависимости от имеющихся ограничений. Это касается и доступности для программ чтения с экрана. Если кратко, то доступность обеспечивается путем тегирования документа. Все теги должны быть подобраны семантически правильно и выстраиваться в логическом порядке.

Проблема ISO 14289-1:2014 состоит в том, что в нашей стране, особенно если мы говорим об органах государственной власти и органах местного самоуправления, его требования не применимы, так как этот документ не является частью национального законодательства.

Собственно эту проблему и решает ГОСТ Р 70176-2022, введенный в действие 1 декабря 2022 г. Приказом Росстандарта от 22.06.2022 №515-ст. Теперь и в российском законодательстве появился документ (спецификация), устанавливающий требования к обеспечению доступности документов в PDF формате.

Согласно вводной части ГОСТ Р 70176-2022, доступность документа зависит от включения в него разнообразной семантической информации, такой как машиночитаемый текст, представленный на объявленном языке, логическая структура контента и разделение этого контента на страницы, разделы и абзацы и т.д.

ГОСТ Р 70176-2022 определяет доступный для пользователей с ограничениями жизнедеятельности формат файлов для представления электронных документов, называемый PDF/UA, а также определяет то, как соответствующие стандарту программы чтения и вспомогательные технологии обрабатывают подобные файлы.

Стандарт предъявляет следующие требования к документам в формате PDF/UA:

  • информация, содержащаяся в документе, должна быть размечена соответствующими тегами;
  • содержимое должно быть помечено в дереве структуры семантически соответствующими тегами в логическом порядке чтения;
  • контент, который не имеет визуального эквивалента, должен быть помечен как артефакт;
  • информация в документе не должна передаваться исключительно цветом, контрастом формата или макета;
  • вся информация, передаваемая в документе звуком, должна иметь текстовое представление;
  • минимизация использования графических изображений. Взамен рекомендуется использовать текст;
  • все заголовки должны быть размечены соответствующим тегом.

Каждый из перечисленных выше пунктов в ГОСТ Р 70176-2022 раскрывается более подробно. Но здесь я не буду приводить полный текст документа. Если вам интересно, то вот здесь вы можете самостоятельно ознакомиться с полным текстом и использовать его при необходимости.

Ну, а пока еще далеко не все документы в формате PDF созданы с учетом требования доступности, на помощь незрячим приходят инструменты распознавания изображений.

Доступность пользовательских агентов (ГОСТ Р 70177-2022)

Пользовательский агент — это любое программное обеспечение, которое извлекает, обрабатывает и облегчает взаимодействие конечного пользователя с электронно-цифровым содержимым (контентом). Такое определение пользовательского агента дано в п. 3.1.73 ГОСТ Р 70177-2022.

К пользовательским агентам (user agent)  можно отнести:

  • интернет-браузеры;
  • приложения для просмотра электронных документов;
  • медиаплееры;
  • web-приложения, которые помогают извлекать, отображать цифровой контент и взаимодействовать с ним.

Давайте немного конкретизируем, что в документе понимается под пользовательскими агентами. Тем более, что в документе для наглядности приведены конкретные примеры.

Так, пользовательскими агентами являются браузеры, работающие как на персональных компьютерах, так и на мобильных устройствах. Например, Firefox, Chrome, Safari и т.п.

Пользовательскими агентами также являются плагины и расширения, которые подключаются к браузеру для выполнения каких-либо специфических задач.

Инструменты разработки, отображающие редактируемый web-контент (например, Word, Dreamweaver, HTML-Kit) – это также пользовательские агенты.

ГОСТ Р 70177-2022 различает следующие архитектуры пользовательских агентов:

  • платформенный пользовательский агент — пользовательские агенты, которые работают на платформах, не являющихся частью контента (операционных системах и кросс-системных платформах, таких как виртуальная машина Java) и сами выполняют поиск контента, отображение и облегчение взаимодействия с конечным пользователем (например, интернет-браузеры для настольных компьютеров);
  • встроенный пользовательский агент, подключаемый модуль — пользовательские агенты, которые подключаются к другим пользовательским агентам или приложениям (например, подключаемый модуль media player для web-браузера, компонент WebView). Встроенные пользовательские агенты могут устанавливать прямые соединения с платформой (например, связь через службы доступности платформы);
  • контентный пользовательский агент — пользовательские агенты, у которых есть пользовательские интерфейсы, реализованные с использованием технологий контента, и к которым пользователи получают доступ через пользовательский агент. Контентные пользовательские агенты преобразуют контент, который основной пользовательский агент не может распознать, в контент, отображение которого поддерживает основной пользовательский агент (например, web-приложение для чтения ePub).

Цель стандарта — гарантировать, что все пользователи, включая пользователей с ограничениями жизнедеятельности, имеют равный контроль над средой, которую они используют для доступа к цифровому контенту.

Пять принципов доступности пользовательских агентов

  • Принцип 1: пользовательский агент воспринимается пользователем, благодаря чему пользователи могут получить доступ к пользовательскому интерфейсу агента и цифровому контенту, представленному с его помощью.
  • Принцип 2: пользователь может управлять поведением пользовательского агента, благодаря чему пользователи могут взаимодействовать с пользовательским агентом.
  • Принцип 3: пользовательский агент понятен, благодаря чему пользователи знают или могут узнать, что делать, чтобы применить пользовательский агент.
  • Принцип 4: вспомогательные технологии могут получить доступ к элементам управления пользовательского агента.
  • Принцип 5: пользовательские агенты соответствуют другим спецификациям доступности (например, ГОСТ Р 52872, Руководству по доступности web-контента от W3C) и руководствам по платформе (например, Windows, iOS, Linux, Blackberry и тому подобное).

Как и в ГОСТ Р 52872, в обозреваемом документе используется трехуровневая система оценки доступности: уровни A, AA и AAA.

Пользовательский агент может соответствовать ГОСТ Р 70177-2022 на определенном уровне, отвечая критериям выполнения этого уровня и уровням ниже него.

Варианты соответствия пользовательских агентов:

Приемлемое соответствие (уровень A): пользовательский агент соответствует всем применимым критериям выполнения уровня A.

Высокое соответствие (уровень AA): пользовательский агент соответствует всем применимым критериям выполнения уровня A и AA.

Наивысшее соответствие (уровень AAA): пользовательский агент соответствует всем применимым критериям выполнения уровня A, AA и AAA.

Далее в тексте ГОСТ Р 70177-2022 подробнейшим образом описаны критерия соответствия по каждому уровню. Вот здесь вы можете ознакомиться с полным текстом документа.

Доступность инструментов разработки цифрового контента (ГОСТ Р 70186-2022)

Последним документом в сегодняшним обзоре новинок, но не последним по своей значимости, является ГОСТ Р 70186-2022, положения которого посвящены доступности инструментам разработки цифрового контента.

За его основу был взят документ, разработанный международной организацией W3C — Authoring Tool Accessibility Guidelines (ATAG).

Инструменты разработки — это лишь один из аспектов цифровой доступности, которая, в том числе и в глобальной сети Интернет, также зависит от уровня доступности созданного с их помощью цифрового контента и от уровня доступности пользовательских агентов.

Инструмент разработки — все приложения, которые могут использоваться авторами (индивидуально или совместно) для создания или изменения цифрового контента для использования другими людьми (другими авторами или конечными пользователями).

К инструментам разработки цифрового контента, в контексте анализируемого ГОСТа, относятся:

  • инструменты разработки веб-страниц (например, редакторы WYSIWYG HTML);
  • программное обеспечение для прямого редактирования исходного кода;
  • программное обеспечение для преобразования в технологии веб-контента (например, функция «Сохранить как HTML» в приложениях для работы с офисными документами);
  • интегрированные среды разработки (например, для разработки веб-приложений);
  • программное обеспечение для быстрого обновления частей веб-страниц (например, блоги, вики, онлайн-форумы);
  • программное обеспечение для создания/управления целыми веб-сайтами (например, системы управления контентом, инструменты курсов, агрегаторы контента);
  • почтовые клиенты, которые для представления и редактирования сообщений используют технологии веб-контента;
  • инструменты разработки мультимедиа;

Принципы доступности инструментов разработки цифрового контента:

  • Принцип 1: пользовательские интерфейсы инструмента разработки соответствуют применимым требованиям доступности;
  • Принцип 2: воспринимаемость области редактирования;
  • Принцип 3: работоспособность области редактирования;
  • Принцип 4: понятность области редактирования;
  • Принцип 5: создание доступного контента автоматическими процессами;
  • Принцип 6: поддержка авторов в создании доступного контента;
  • Принцип 7: улучшение доступности существующего контента;
  • Принцип 8: интеграция специальных возможностей инструментов разработки.

В ГОСТ Р 70186-2022 применяется «критерий выполнения», который позволяет оценить не только успешность применения того или иного практического решения, принятого при создании инструментов разработки, но и оценить степень выполнения требований по обеспечению доступности, то есть положения, к которому относится критерий.

Для оценки степени выполнения каждому критерию сопоставлен уровень: A (приемлемый), AA (высокий) и AAA (наивысший). Эти уровни также позволяют учитывать потребности различных групп пользователей и различные ситуации.

Если минимальный уровень соответствия (уровень A) не был достигнут (то есть не был соблюден хотя бы один применимый критерий выполнения уровня A), стандарт рекомендует  в документации указать, какие критерии выполнения были соблюдены.

С полным текстом документа вы можете ознакомиться, перейдя по этой ссылке.

Как использовать новые ГОСТы

Рассмотренные выше новые национальные стандарты в области обеспечения доступа людей с инвалидностью к информации в цифровом пространстве, а также ранее принятый  ГОСТ Р 52872-2019 могут и должны быть использованы заинтересованными лицами, как на этапе разработки технической документации к программному обеспечению, так и на этапе оценки того или иного приложения или web ресурса на предмет доступности для людей с инвалидностью.

Например, заказчики программного продукта в техническом задании на разработку могут включить указанные стандарты в раздел документов и спецификаций, которым должен соответствовать конечный продукт и по которым будет осуществляться проверка этого продукта при приемке по качеству.

Включив в техническое задание или в сам договор ГОСТы, между заказчиком и разработчиком программного продукта возникнут понятные, хорошо отрегулированные отношения, которые позволят избежать взаимного недопонимания в области обеспечения доступности.

В свою очередь, такой подход создает условия, при которых сам процесс обеспечения доступности будет являться ни чем-то сверхъестественным, возлагающим дополнительную и субъективно обязательную нагрузку для разработчиков, а естественным процессом (этапом) разработки любого программного обеспечения.

Согласитесь, что вопрос интеграции в процесс разработки требований обеспечить доступность разрабатываемого продукта — это вопрос не о технологиях, а о знании и понимании того, что такая потребность есть и ее необходимо удовлетворить. Все технологии для этого уже есть, их не так сложно интегрировать в процесс разработки.

Еще одним направлением использования национальных стандартов в области доступности информации в цифровом пространстве является оценка созданного программного обеспечения и действующих web ресурсов, имеющих наибольшую социально-общественную ценность (сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления, сайты и приложения транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, сайты и приложения банков и т.п.).

Используя требования и критерии доступности, которые содержатся в национальных стандартах, можно разработать чек-листы для тестирования и оценки соответствия.

Оформленные результаты такого тестирования могут быть использованы как основание для принятия неотложных мер по устранению критических несоответствий, а в случае игнорирования требований будут служить основанием для привлечения должностных лиц к ответственности за бездействие. Но мы все же должны исходить из того, что взаимодействие общества и государства должно строиться не на принуждении, а на взаимном понимании и открытом диалоге.

В заключении я хочу пару слов сказать о том, как с точки зрения норм действующего законодательства можно использовать ГОСТы и какую юридическую силу они имеют.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», документы национальной системы стандартизации, в число которых входят приведенные выше ГОСТы, применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание на формулировку, что национальные стандарты применяются на добровольной основе. То есть разработчик программного обеспечения может их применять, а может и не применять.

Национальные стандарты могут стать обязательными для разработчика в двух случаях:

  • если сам разработчик в своем продукте укажет, что разработанный продукт соответствует одному из приведенных выше ГОСТов или разместит в общедоступном месте знак соответствия национальной системе стандартов;
  • стороны в договоре (контракте) включат в качестве условия соответствия качества разрабатываемого программного продукта или web сервиса ссылки на соответствующие стандарты. В этом случае исполнитель обязан будет соблюдать требования включенных в договор или контракт стандартов целиком или в согласованной сторонами части.

И вот тут вопрос, в первую очередь, к органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые выступают в качестве заказчиков по контрактам на разработку сайтов и сервисов, через которые можно получить необходимую и важную информацию или воспользоваться предлагаемыми на них государственными или муниципальными услугами: Почему в контракты не включаются требования национальных стандартов в области обеспечения доступности информации в цифровом пространстве для людей с инвалидностью?

Точно такая же проблема и с национальными стандартами в области создания доступной среды в физическом пространстве. Ну, никак не хотят включать в контракты соответствующие госты. Более того, в физическом пространстве кроме ГОСТов есть и Своды правил, которые имеют большую юридическую силу, но и их государство, которое собственно и является автором всего этого, отказывается соблюдать.

В итоге, мы имеем хорошо разработанные документы, которые можно и нужно применять. За это огромное человеческое спасибо автором рассмотренных выше ГОСТов, которые проделали гигантскую работу. Но при этом мы не имеем однозначной процедуры, когда эти национальные стандарты, хотя бы для государства, становились бы обязательными.

В любом случае разработка и принятие национальных стандартов в области обеспечения доступности информации в цифровом пространстве – это огромный шаг вперед. Но это движение  надо продолжить. Общественные организации инвалидов должны этому способствовать. Но и мы сами, люди с инвалидностью, должны формировать общественный запрос на соответствующие изменения.