Сегодня мне хотелось бы сделать обзор на законопроект, который касается вопросов обеспечения цифровой доступности, внесенный в октябре в Конгресс США.
Да, я не опечатался. Сегодня мы рассмотрим именно законодательную инициативу в США, а не в России, так как пока с такой инициативой у нас в Государственную думу никто не обращался.
Название законопроекта:
Websites and Software Applications Accessibility Act (Акт о доступности сайтов и приложений)
Цель законопроекта
Законопроект направлен на установление единых стандартов цифровой доступности для web сайтов и приложений для людей с инвалидностью. В случае принятия законопроекта практически все организации и органы власти США будут обязаны привести свои информационные ресурсы в соответствии с нормами, обеспечивающими равный доступ к ним пользователям с инвалидностью.
В первую очередь такая обязанность возлагается на организации, осуществляющие деятельность в области занятости, медицины, предоставления услуг населению, торговли и транспорта.
Акт о доступности сайтов и приложений призван дополнить собой закон об американцах инвалидах (ADA), который был принят еще в 1990 г.
Как указывают авторы законодательной инициативы, проблема ADA в том, что данный документ был принят тогда, когда Интернет не был тем, чем является сегодня. Кроме того, судебная практика не всегда верно толкует нормы ADA, в части распространения норм о доступности для людей с инвалидностью на web сайты и приложения.
Акт о доступности сайтов и приложений закрепляет гарантии, что новые технологии, которые появляются и внедряются в оборот, должны обеспечивать равный доступ к информации и услугам лицам с инвалидностью. При этом сами пользователи с инвалидностью должны принимать непосредственное участие в вопросах обеспечения доступности.
Кроме того, целью законопроекта является повышение эффективности коммуникации организаций и органов государственной власти с инвалидами через Интернет.
Сам акт о доступности сайтов и приложений не содержит конкретных требований, каким образом должна быть обеспечена доступность сайта или приложения, какие методы, инструменты и технологии должны быть использованы для достижения обозначенной темы.
Такие правила должны быть разработаны на основе международных и общепризнанных стандартов в области обеспечения цифровой доступности для людей с инвалидностью и утверждены генеральным прокурором.
Определение доступности сайтов и приложений
Как и в большинстве законов России, в первых статьях законопроекта в США даются определения понятий, которые будут использоваться в тексте документа.
В частности, разберем определение понятия доступности сайтов и приложений.
Итак, сайт или приложение могут считаться доступными, если они:
- легко воспринимаются пользователями. Это означает, что информация и компоненты пользовательского интерфейса для веб-сайта или приложения могут быть представлены таким образом, чтобы люди с инвалидностью могли их воспринимать, в том числе и посредством использования различных ассестивных технологий.
- работают без сбоев. Сайт или приложение не должны прекращать свою работу неожиданно для пользователя. Пользователь должен получить информацию или услугу.
- являются понятными. В контексте доступности сайтов и приложений это означает, что компоненты пользовательского интерфейса сайта или приложения, включая любые поля ввода, формы, сообщения об ошибках и возможности исправления, предсказуемы и могут быть поняты и использованы людьми с инвалидностью.
- надежные. Сайт или приложения являются надежными, если их содержимое можно однозначно интерпретировать, а к интерфейсу можно получить доступ с помощью самых разнообразных инструментов, включая вспомогательные средства (программы чтения с экрана, брайлевские дисплеи и т.п.).
Доступные сайты и приложения должны обеспечивать людям с инвалидностью возможность получения той же информации и услуг, что и другим пользователям. В том же объеме и при сохранении того же качества.
При этом законопроект отдельно подчеркивает, что, обеспечивая доступность сайта или приложения, должна быть обеспечена и конфиденциальность данных пользователя с инвалидностью.
Подробнее о том, на кого будет распространяться закон
Приложения должны быть доступны не только на компьютерах и телефонах, но и на различных носимых устройствах, а также в киосках самообслуживания (кассы в магазинах, стойки самостоятельной регистрации в аэропортах и т.д.).
Норма сформулирована таким образом, что она подлежит расширительному толкованию. Дело в том, что в законе перечислить все возможные устройства, на которых могут быть запущены приложения, невозможно, так как каждый день появляются новые устройства.
Как уже я отметил выше, в случае, если законопроект будет принят, его нормы будут распространяться как на частные, так и на государственные организации, включая органы власти.
Когда можно нарушить требования по доступности?
Законопроект предусматривает условия, при наличии которых организация не считается нарушившей требования обеспечения доступности к своим сайтам и приложениям.
Во-первых, это ситуации, когда обеспечение доступности сайта или приложения является для организации чрезмерным бременем.
Во-вторых, когда обеспечение доступности коренным образом изменяет характер предоставляемых услуг.
Контроль над соблюдением акта о доступности сайтов и приложений
В ходе исполнения требований акта о доступности сайтов и приложений предполагается, что через 3 года после вступления в силу закона, а далее через каждые два года будет формироваться отчет об исполнении требований, в котором будет проанализирована правоприменительная практика.
Люди с инвалидностью, а также общественные организации, представляющие интересы людей с инвалидностью, вправе обратиться к генеральному прокурору с жалобой на организацию, чей сайт или приложение недоступны.
На основании жалобы проводится расследование на соблюдение утвержденных правил доступности.
Расследование должно состоять из проверки соответствующего сайта или приложения, которое принадлежит, эксплуатируется или используется организацией, на которую распространяется действие акта о доступности сайтов и приложений.
Кроме расследований, проводимых по жалобам пользователей, генеральный прокурор должен по собственной инициативе проводить периодические проверки сайтов и приложений на предмет их соответствия утвержденным правилам доступности для людей с инвалидностью.
Если в результате расследования или проверки будет установлено нарушение правил доступности сайтов и приложений, то генеральный прокурор вправе инициировать гражданский иск в суд против организации, которой принадлежит сайт.
Гражданин, по инициативе которого проводилось расследование, может вступить в дело как истец с требованием устранить нарушения. Также гражданин на основании акта о доступности сайтов и приложений вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию.
Организация, не обеспечившая доступность своих сайтов и приложений, по требованию генерального прокурора или уполномоченной комиссии также привлекается к штрафу, размер которого определяется судом.
Надо понимать, что штрафы в США намного выше, чем административные штрафы в России. К сожалению, в России иногда проще платить штрафы, чем устранять нарушения. Это особенно видно в вопросах выполнения требований в области доступной среды.
Отдельной строкой прописывается необходимость полного возмещения затрат на адвоката, который защищает интересы пользователей с инвалидностью, чьи права были нарушены.
Консультативный комитет
Законопроектом предлагается создать консультативный комитет по доступности сайтов и приложений.
Средства на обеспечение деятельности такого консультативного комитета должны выделяться за счет средств государства и штатов. Консультативным комитетом руководит генеральный прокурор.
Большая часть консультативного комитета должна состоять из людей с инвалидностью разных нозологий. Об этом прямо записано в тексте законопроекта.
Кроме них, в состав комитета должны быть включены эксперты по доступности сайтов и приложений.
В состав комитета могут быть включены представители органов власти и представители органов местного самоуправления, а также организации, на которые распространяется акт о доступности сайтов и приложений.
Функции консультативного комитета
Основной функцией комитета является предоставление рекомендаций по обеспечению доступности сайтов и приложений.
Кроме этого консультативный комитет:
- проводит публичные собрания, на которых осуществляется обсуждение вопросов доступности сайтов и приложений;
- составляет отчеты о доступности (недоступности) сайтов и приложений и публикует их в средствах массовой информации;
- оказывает заинтересованным лицам консультативную помощь в вопросе обеспечения доступности в инновациях и новых технологиях.
Техническая поддержка
Кроме создания консультативного комитета законопроектом предлагается создать условия для оказания организациям, которые обязаны выполнять требования по доступности своих сайтов и приложений, технической поддержки.
Для этого в акте о доступности сайтов и приложений предусмотрена возможность выделения организациям грантов или заключения контрактов с компетентными организациями, которые могут оказать такую техническую поддержку.
Важно отметить, что организации, претендующие на получение гранта или заключение контракта на оказание технической поддержки, должны привлекать к работе людей с инвалидностью.
Кроме оказания технической помощи организации, получившие грант, или организации, с которыми был заключен соответствующий контракт, вправе оказывать услуги по обучению, в части правильного применения правил и стандартов в области обеспечения доступности сайтов и приложений.
В качестве заключения
На мой взгляд, это очень интересная и полезная инициатива. В России очень не хватает подобных норм. Да, у нас есть ГОСТ по обеспечению доступности сайтов, но он не носит обязательного характера и не подкреплен ни нормами федерального законодательства, ни штрафами. В итоге мы сталкиваемся с такой ситуацией, что сайт государственного органа, где можно получить необходимую информацию или услугу, не доступен для программ чтения с экрана. Вроде государство должно показывать пример другим, но нет.
Если хотите обсудить эту и другие новости, добро пожаловать на мой Telegram канал