Перейти к содержанию

Цифровые барьеры. Первый взгляд

Всем привет! Сегодня мне хотелось бы вместе с вами изучить вопрос о том, с какими барьерами в цифровом пространстве встречаются люди с инвалидностью.

Не смотря на то, что Интернет сегодня открывает для людей практически неограниченные возможности в поиске информации, в получении различного рода услуг, в том числе и услуг, предоставляемых государственными органами, как и в окружающем нас физическом мире в мире цифровом есть свои барьеры для людей с инвалидностью.

Точно также как отсутствие тактильной плитки затрудняет передвижение инвалидов по зрению по городу, отсутствие правильной html разметки на сайте осложняет или делает невозможным навигацию по разделам сайта, что приводит к невозможности воспользоваться предлагаемыми на web ресурсе услугами или получить искомую информацию людям, использующим программы чтения с экрана.

Впрочем, предлагаю идти по порядку, давая краткую характеристику каждому из названных барьеров. Далее, по мере погружения в материал, я буду подробнее писать о цифровых барьерах, а также о способах их устранения.

На изображении надпись: цифровые барьеры. Первый взгляд
Цифровые барьеры. Первый взгляд

Отсутствие правильной семантической  разметки web страницы

Люди с инвалидностью по зрению, использующие программы чтения с экрана, осуществляют навигацию на сайте по его элементам.

В первую очередь речь идет о заголовках, списках, таблицах, формах, ссылках и кнопках управления. Если перечисленные элементы были правильно обозначены при верстке страницы, то программа чтения с экрана легко их распознает.

Часто встречаются ситуации, когда заголовки сайта не обозначены соответствующим тегом, а лишь выделены жирным шрифтом. В такой ситуации с клавиатуры невозможно будет попасть на такой заголовок.

Если таблица, в которой размещена информация, сверстана с нарушением правил html разметки, то по ней будет сложно передвигаться соответствующими клавиатурными командами.

При разработке web ресурсов необходимо закладывать возможность взаимодействия с интерфейсом с помощью клавиатуры. Это полезно как для пользователей программ чтения с экрана, так и для людей с нарушением моторики.

Отсутствие достаточного цветового контраста

Цветовой контраст представляет собой разницу между цветовыми тонами, используемыми при оформлении web ресурса или приложения.

Когда говорят о цветовом контрасте в контексте цифровой доступности, в первую очередь имеют в виду контраст между текстом и фоном, на котором размещен текст. Кроме текста цветовой контраст необходимо соблюдать в кнопках управления.

Текст должен хорошо читаться и не сливаться с фоном страниц сайта или приложения.  Например, привычный всем черный текст на белом фоне всегда будет хорошо восприниматься, чего не скажешь о белом тексте на светло-сером фоне.

Для людей со слабым зрением, а также для людей, страдающих дальтонизмом, вопрос контрастности очень важен.

Использование исключительно цвета для передачи пользователю важной информации

В данном случае речь идет о ситуациях, когда основным коммуникационным каналом общения web ресурса с пользователем является цвет, а не текст.

Например, в web форме для покупки билетов есть поля, обязательные для заполнения. Если такие поля не будут заполнены пользователем, запрос не уйдет на сервер, а пользователь не сможет приобрести билет.

Цифровой барьер в рассматриваемой ситуации заключается в том, что если единственным способом, которым в поле сообщается пользователю о том, что оно является обязательным, является красный цвет, то программа чтения с экрана не сможет передать эту информацию незрячему человеку и он не узнает об обязательности поля.

Для того чтобы пользователь, использующий программу чтения с экрана, или человек, страдающий дальтонизмом, узнал о том, что поле является обязательным, ему необходимо сообщить об этом текстом.

Недоступные формы на web ресурсах

Не буду уходить далеко от web форм, так как именно при их заполнении часто возникают барьеры, преодолеть которые часто бывает сложно, а иногда и невозможно.

Одним из цифровых барьеров в онлайн формах является отсутствие меток, благодаря которым пользователи программ чтения с экрана могут узнать, какие данные необходимо ввести в поле формы.

Часто в полях форм используют так называемые плейсхолдеры. Плейсхолдер – это подсказка внутри поля формы. Проблема плейсхолдеров в том, что текст, который они выводят в поле формы, исчезает при наборе. Лучше всего не использовать такой элемент форм или использовать его одновременно с метками.

Еще одним барьером при заполнении форм является отсутствие текстового описания ошибки обработки (валидации) отправленной формы. Часто ошибка валидации показывается только цветом, что недоступно для программ чтения с экрана.

Чтобы форма не стала цифровым барьером для пользователей с инвалидностью, рекомендуется делать краткую, но понятную инструкцию по ее заполнению.

Отсутствие описания изображений

В интернете часто используются различные графические элементы (изображения, схемы, диаграммы и т.п.), которые дополняют текстовую информацию.

При этом, когда фокус программ чтения с экрана попадает на графический элемент, пользователь должен понимать, хотя бы в общих чертах, что изображено на картинке или диаграмме.

Для этого необходимо делать альтернативное описание изображений. На самом деле, сделать это довольно просто. Многие web ресурсы, на которых осуществляется публикация пользовательского контента, позволяют это сделать.

Отсутствие субтитров к видео

Для глухих и слабослышащих людей звуковая дорожка в видео, в силу объективных причин, не доступна. Решение этой проблемы существует уже очень давно. Речь идет о создании субтитров, которые показываются пользователю в момент воспроизведения видео и повторяют речь из него.

Использование недоступной капчи

При регистрации на web ресурсах или при отправке онлайн форм, для того чтобы избежать различного рода атак на сервер, используют капчу.

Видов капчи очень много. Это может быть вопрос, на который нужно дать ответ. Например, вас спрашивают, сколько будет 2 + 3. Это может быть плохо различимый текст с картинки, который необходимо ввести в соответствующее поле. Иногда капча бывает и звуковая.

В большинстве случаев капчи плохо доступны или вовсе недоступны для пользователей программ чтения с экрана. Конечно, на сегодня есть решение этой проблемы на стороне пользователей. В частности, речь идет об использовании специальных сервисов по распознаванию капчи.  Но это не выход.

При использовании капчи, особенно графических, необходимо делать аудио-версию, которая будет полностью доступна для незрячих пользователей. Хорошим вариантом является решение простых арифметических выражений, которые также могут быть доступны для программ чтения с экран.

Далее я планирую максимально подробно изучить каждый из обозначенных выше барьеров, узнать, почему они возникают, и понять, что нужно для того, чтобы эти барьеры устранить. Но для этого мне пока недостаточно знаний и практических навыков, но это дело наживное.

Подписывайтесь на мой Telegram  канал! До новых встреч!